С точки зрения практического выполнения работ по балансировке, в первом приближении можно выделить два типа роторов: дорезонансные, т.е. вращающиеся на частоте ниже собственной частоты ротора и зарезонансные, т.е. вращающиеся на частоте выше резонансной. Подобное разделение связано с тем, что имеется физическая связь между максимумом амплитуды колебаний и тяжелым местом ротора и ее характер зависит от типа ротора: - дорезонансные ротора вращаются вокруг оси, задаваемой конструкцией, т.е. вокруг геометрической оси симметрии и вызываемые дисбалансом перемещения ротора находятся в фазе с возмущающей силой; - зарезонансные ротора вращаются вокруг своего центра тяжести и их перемещения от дисбаланса находятся в противофазе с возмущающей силой. Это два экстремальных, идеализированных случая, которые с достаточной степенью приближения могут быть реализованы только на специальных балансировочных станках, поэтому там возможно определение дисбаланса по одному пуску, без предварительных контрольных пусков с пробными грузами. На практике, когда стоит задача балансировки ротора в сборе, в составе действующего механизма, сдвиг фаз между направлением перемещения ротора и вызывающей эти перемещения динамической силой, может быть любым от 0 до 360 градусов. Это связано с тем, что помимо типа ротора на его поведение в динамике оказывают влияние ещѐ множество факторов, не поддающихся предварительному и точному учету. Но оказывается, что этого и не требуется. Из сказанного следует только один обязательный вывод: Для балансировки роторов в составе механизмов необходимо использовать технические средства, обеспечивающие измерение и амплитуд и фаз векторов вибрации во всѐм рабочем диапазоне оборотов, во всем диапазоне углов от 0 до 360 градусов.
|